Евгений Иванович Чарушин – вятский уроженец, писатель, художник, автор очень оригинальных и «узнаваемых» иллюстраций.
Евгений Иванович родился в г. Вятке 11 ноября 1901 года в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, который и стал его первым наставником на творческом пути. В дальнейшем, с 1912 по 1918 год получив хорошее общее образование в Вятской первой мужской гимназии (переименованной позднее в школу им. И.С. Тургенева), Чарушин продолжил обучаться художественному мастерству в, тогда еще Санкт – Петербургской, Академии художеств. Шел 22 год, и получение образования было достаточно непростым делом, но Евгений Иванович отличался упорством. И, что называется, был человеком с характером. Позднее, современники не раз отмечали эти его качества, а также страстность, эмоциональность и редкостную увлеченность. Валентин Курдов, друг художника, вспоминал : «Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что- то изобретал (мы его так и прозвали – «Евгеша – изобретатель»)… «Его «безделье» всегда было наполнено какой – то деятельностью, чаще всего бессмысленной и неразумной в глазах посторонних, забавой, причудой, игрой, но для него неизменно интересной и важной, требующей ума, изобретательности, ловких рук, интуиции и даже вдохновения»
После окончания Академии и службы в армии весь творческий путь художника переплелся с детской книгой, и основная тематика его работ – мир зверей и птиц. «Все мое детство, — рассказывал он, — самые яркие впечатления связаны с животными, которых я сам ловил, воспитывал или просто читал о них». Это был мир, с которым ему не хотелось расставаться. Чарушин работал в детском отделе Ленгосиздата, занимаясь иллюстрацией книг о животных, а также сам писал рассказы и активно издавался. В 1932 году он был принят в члены Союза советских художников, а в 1934 году — в члены Союза советских писателей, а также занимался педагогикой, в частности вопросами дошкольного художественного воспитания детей.
В годы войны Евгений Иванович жил и работал на родине, в связи с чем, нам удалось найти ряд интересных фактов, и мы хотели бы познакомить жителей и гостей нашего города с некоторыми вятскими станицами его биографии.
Живя в Вятке, в эвакуации художник продолжал работать. Он и по- прежнему занимался станковой графикой и участвовал в других проектах — расписывал помещение столовой агрегатного завода, детскую комнату железнодорожного вокзала, помещение кукольного театра, руководил оформлением Кировского дома пионеров, попробовал свои силы в области театрально-декорационного искусства, оформив спектакли в Кировском областном драматическом театре. Разносторонняя натура художника проявляла себя во всем. Евгений Иванович активно участвовал в общественной жизни города, став в годы войны одним из «столпов» культурного развития Кирова
Газета «Кировская правда» в течении одного только 1942 года несколько раз освещала крупные культурные мероприятия, участником или организатором которых был Евгений Иванович. Например, 8 мая был анонсирован вечер писателей в библиотеке им. Герцена, назначенный на 10 мая 1942 г. В программе вечера были обозначены отрывки из неопубликованных произведений, новеллы, новые стихи и ответы на записки. Сбор от вечера предполагалось передать в фонд помощи эвакуированным детям, о чем также было сказано в анонсе.
В итоге, вечер прошел успешно — его посетили сотни слушателей. Чарушин на нем прочитал несколько интересных рассказов для детей. Также на вечере была организована большая выставка книг писателей-участников вечера.
В этом же году, к 25-летию революции Кировский областной союз советских художников готовит выставку живописи, графики и скульптуры.
Е. Чарушин представил на выставку 6 автолитографий на тему о народных мстителях-партизанах. Он же заканчивает большое полотно «Партизаны». Кроме того, Чарушин показал коллективную работу совместно с Гладышевой на тему «Немцы пришли».
13 ноября «Кировская правда» анонсировала вечер писателей в библиотеке им. Герцена, назначенный на 15 ноября. Вечер состоялся в назначенную дату и на нем Е.Чарушин выступил с рассказами на темы войны. Весь сбор от вечера был передан на строительство танковой колонны «Работник печати».
Поднятие морального и боевого духа населения страны в военное время являлось первостепенной задачей и деятельность практически всех служителей и созидателей культуры была подчинена этой цели. Чарушин также активно освещает патриотическую тематику в своем литературном и художественном творчестве. Например, в том же 42 году в фойе Кировского Областного драмтеатра была организована большая выставка: произведения, представленные на ней, были посвящены отечественной войне, героике фронта и тыла. Описание выставки и демонстрирующихся на ней работ было изложено в статье скульптора-орденоносца Р. Будилова «Кировские художники», опубликованной в одном из выпусков «Кировской правды».
Высокой оценки удостоилась как совместная работа Чарушина с Гладышевой (художницы из Москвы), так и отдельные его произведения.
Совместную с Гладышевой картину «Коршун» Будилов описывает так: «Художники стремились избежать плакатных форм, но при этом ставили перед собой задачу передать весь ужас и подлость врага. В картине все спокойно: и облака, плывущие по небу, и зеленый луг с цветами — все это мирное и обыденное. И в этом полном»мире» кружит фашистский стервятник и сжигает деревню. Художники много поработали над психологическим раскрытием образов рябятишек, смотрящих, как загорается их деревня».
Также Чарушиным были представлены две большие картины «Партизаны», которые он писал, консультируясь с раненым командиром проводником ленинградских партизан Шульцом. Как отметил Будилов, картины дают хорошее представление о партизанских ночах («У ямы с углями») и о тех небольших партизанских отрядах, которые стихийно возникали в отрядах врага.
Также на выставке Чарушиным были даны оформленные им книги Кировского областного издательства, детская книга автора, получившая одобрение на отчете Детгизав ЦК партии и много эстампов и автолитографий. Подытожив, Будилов отметил: «видно, что художник работает много и плодотворно».
Как я уже отмечала, Евгений Иванович в годы эвакуации пробует свои силы в оформление театральных постановок, что вызывало в последствии высокие оценки в местной печати. Так, Чарушин был художником при постановке пьесы К.Симонова «Жди меня», премьера которой состоялась в 1943 году. «Е.И. Чарушин — известный художник график. И он блестяще справился со своей задачей в тех картинах, где ему можно было выступить именно как художнику. Полуразрушенная, запорошенная снегом сторожка, деревья, рассеченные и обломанные бомбами, багрово-свинцовое «небо войны» во второй картине, или превосходный зимний русский пейзаж в пятой — это сделано с большим чувством и вкусом. Однако, в картинах, где действие происходит в доме у Ермоловых, театр впал в излишний бытовизм, скрупулезно восстанавливая все детали комфортабельной московской квартиры. Вряд ли это необходимо!» — так откомментировала постановочные декорации Кировская правда.
Конечно, обладая неиссякаемой любовью к детям, Чарушин помогал с декорациями и театру кукол, работая вместе с постановщиком Афанасьевым. Также театр осуществлял подготовку к проведению праздника общегородской новогодней елки, литературный монтаж которого был заказан не кому иному, как Евгению Ивановичу.
В 44 году художник продолжал свою активную общественную деятельность, и кроме того стал работать над серией эстампов, посвященной своей любимой анималистической тематике «Значительным фактом в жизни кировских художников за последнее время является работа Е. Чарушина и Н. Быльева над эстампами для детей.
Е. Чарушин в течение многих лет, как художник и писатель, плодотворно работающий для детей, — является инициатором создания детского эстампа в Советском Союзе. В серии последних своих эстампов он поставил перед собой задачу — дать детям настенное изображение образов любимых народных русских сказок. «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса» и ряд других сказок нашли отображение на эстампах. Нарисованы звери и животные, как всегда у Чарушина, очень просто, выразительно и своеобразно. Тут же даны и тексты сказок.
Дал Чарушин и большую серию эстампов на свои темы с собственными стихотворными текстами. Тут и «Зайчики в гостях у белочки», и звери — Мишка, волк и лиса, идущие на прогулку, и котик, угощающий с ложки Барбоса и уговаривающий его:
«Барбос, Барбос,
Лохматый пес.
Ты, пожалуйста, не лай,
Меня лаем не пугай!»
А вот совсем «невероятная», но такая веселая и занимательная картинка: петух во всю прыть мчит на санках зайчика и ежика. Под рисунком — короткая подпись:
«Берегись! Сторонись!
Посмотри и удивись!»
Всего Е.Чарушиным выполнено 17 эстампов — 5 больших и 12 малого формата.
Эстампы Е.Чарушина и Н.Быльева массовыми тиражами (по 10-20 тыс. экз.) изданы Кировским областным отделением КОГИЗа. Они пользуются большим спросом.»
«На выставке эстампов в Москве, организованной на днях Московским союзом художников, первая премия в размре 2500 р. присуждена за детский цветной эстамп художнику Евгению Ивановичу Чарушину, выдвинутому в 1944 г. Наркомпросом РСФСР и Кировским областным союзом советских художников на соискание Сталинской премии», — отмечала достижения художника «Кировская правда»
В Вятке Чарушин проявил себя так же как скульптор-анималист. Художник сумел передать и в глине пластическую выразительность животных.
Чарушин, получив необходимый опыт работы в скульптуре, уже после войны применил его, создавая свои фарфоровые композиции. И в этом новом для себя материале художник сохранял свой неповторимый, узнаваемый стиль — тот же обобщенный образ зверя с «портретными» чертами, что и в графике. После войны художник больше иллюстрировал сказки, в связи с этим в его творчестве появилось много нового- звери выглядят более стилизованными и даже несколько напоминают героев Васнецова, но вместе с тем, Чарушин оставался собой — изображая зверей, он был осторожен в очеловечивании их.
Те же черты прослеживаются в его анималистическом фарфоре — в основу образа всегда положены реальные наблюдения художника, и, чуть утрируя пропорции тела, он помещает каждого персонажа в необычные ситуации, не позволяя усомниться в сказочности происходящего.
В 1946 году Евгений Иванович получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его творчество было оценено по достоинству, но, живя в очень непростое время он не избежал трудностей, в том числе даже бытового плана. Например, в 1950 году он писал: «Умоляю деньги!!!!!!!!!!!!!! (14 восклицательных знаков) Ем голенища, и то с резиновых сапог. Шлите телеграфом. Только что получил вырезку из моск. веч. газ. «Выставка в Кустове» (Пушкинский музей фарфор). Мой «Кот ученый» одна из лучших вещей выставки. Сразу покупают, но где деньги? Голенища доедаю, остаются каблуки. Выручайте!»
В письмах появляются и жалобы на здоровье – художнику с возрастом стало труднее работать из-за проблем со зрением, после двух часов работы приходилось ложится.
Тем не менее, Евгений Иванович активно работал практически до самой своей смерти (в г. Ленинграде 18 февраля 1965 года), и можно только удивлятся его разностороннему таланту и плодовитости — мало кто знает, например, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения: он построил планер и летал на нем. Ходил по воде на придуманных им самих лыжах – поплавках.
Чарушиным проиллюстрировано немало книг про зверей. Последней его работой, и несомненно, вершиной творческого пути, явилась книга С.Я. Маршака «Детки в клетке», за которую он получил посмертно золотую медаль на международной выставке в Лейпциге в 1965 году.
Евгений Иванович – человек огромного масштаба, его книги регулярно переиздаются миллионными тиражами, до сих пор нас радует его фарфор с удивительно «вятскими» персонажами, до сих пор актуальны его методики работы с детьми, но вопрос сохранения чарушинского наследия в нашем городе, тем не менее, стоит очень остро.